Главная » 2020 » Февраль » 14 » Почему в Яранске? Почему музей?
17:20
Почему в Яранске? Почему музей?

В марте 2020 года Яранский краеведческий музей отмечает свой юбилей — 125 лет со дня открытия! Краевед Сергей Евгеньевич Шелепов решил совершить экскурс в историю и проследить историю создания учреждения.

Почему в Яранске? Почему музей?

По залам музея история бродит

И нас за собою, как Диконький, водит…

Яранский краеведческий музей был открыт как кустарный: чтобы всякое дело ремесленника или домашнего умельца было на виду, в почёте и в назидание ленивым да квёлым.

Почему именно музей выбрали яраничи (яранцы, если кому-то угодно) в качестве популяризации местных производств? В других уездах да в губернской Вятке выставки да ярмарки устраивали, чтоб не только поглазеть на творения рук тружеников губернии, но и приобрести понравившееся изделие либо продукт. На ярмарках веселье, гомон… Оборот на тысячи рублей… Семёновская… Алексеевская…

А в Яранске при всей обширности уезда, при множестве всяких производств и ремёсел лишь конная выставка в конце сентября, да к концу девятнадцатого века музей кустарный: невелик по площадям, небогат по экспозиционным материалам вначале…

Но… Ярмарка отшумела, и на год от неё лишь воспоминания да товары приобретённые. Выставки тоже имеют срок проведения. Музей же открыт ежедневно и круглый год. Приходи, любуйся достижениями мастеров. А коли понравилось что, так в Яранске торговых предприятий от лотков до магазинов, множество. Поэтому всякую вещь можно приобрести в лавках да заведениях. К тому же в базарные дни торговый разлив под стать ярмаркам.

Не противопоставляю музей ярмаркам и выставкам. И то, и другое, и третье важны и востребованы. Как времена года. Зимой не пашут, но живут же, и мастерят: кто на что горазд. Кроме лежебок, конечно. На лето все затеи откладываются - страдный день год кормит. Вот такой оборот - ладный и складный. Только до определённого времени стихийный, неорганизованный. Потому открытые уже кем-то методики и техники другим с великим усилием вновь составляются.

Систематизацией да описанием всяких ремёсел лет двести назад в Вятской губернии никто не занимался. А ведь их к тому времени под тысячу, а то и более насчитывалось.

Первое серьёзное описание промыслов и хозяйствования в Вятской губернии было сделано М.Е. Салтыковым-Щедриным. Во время ссылки он служил в канцелярии вятского губернатора. Как известно, за семь лет ссылки писатель не написал (может, просто не опубликовал) ни одного произведения. То ли увлекла молодого человека служба, то ли просто собирал материал для будущих повествований о провинциальной жизни на примере вятской губернской обыденности.

В 1850 году в Вятке была затеяна выставка сельских произведений для шести губерний: Вятской, Казанской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской и Саратов-ской (с 15 августа по 1 сентября по старому стилю). Распорядителем выставки был назначен чиновник по особым поручениям М.Е. Салтыков-Щедрин.

Особенности этой выставки отмечены распорядителем в его отчётной статье, напечатанной в Вятских губернских ведомостях (№4 – 7, 1851 год).

Во-первых, были отмечены автором отчёта особенности Вятской губернии в плане сельскохозяйственного уклада: практически нет больших землепользований и угодья в основном разделены между государственными да удельными крестьянами. В остальных же губерниях, участвующих в выставке, владельцами земель были помещики, в малом количестве, но при больших площадях.

Во-вторых, неудобное время проведения выставки: в самую страду, тогда как в остальных (южных по отношению к Вятской) губерниях сельхозработы практически были завершены.

В третьих, отмечена автором обзора отсталость вятских сельхозпроизводителей в технологиях производства. Это объясняется тем, что на малых наделах вятских крестьян очень рискованно разводить новые культуры, тогда как у владельцев в обширных поместьях южных губерний всегда можно найти несколько десятин земли для экспериментальных посевов.

Положительная сторона для вятских тружеников - возможность развивать кустарные промыслы практически во всеобъемлющем сегменте. На выставке были экспонаты многих мастеров, но в очерке распорядителя выставки дано описание лишь вятских предметов. Последнее не является свидетельством отсталости ремесленников других губерний. Просто не было возможности из-за отдалённости Вятки привезти свои детища мастерам из других губерний.

Подход к отбору экспонатов для выставки был очень доброжелателен: принимались любые предметы, чтоб не обидеть мастера и не отбить охотку к ремёслам. В итоге, касаемо кустарных промыслов, представленность предметов от вятских умельцев выглядит так: из 1851 предмета от 1227 представителей, 1541 предмет был от 1092 государственного крестьянина.

От Яранского уезда на выставке участвовали 22 человека, представившие 56 предметов. Вероятно, такое малое участие яраничей объясняется и отдалённостью от губернского центра (что имеет место и ныне!), и страдной порой в разгаре, не позволившей оставить хозяйство на целых две недели.

Предметы, поступившие на выставку были разделены на четырнадцать отделений (категорий):

1. Произведения полеводства.

2. Лён, конопля, льняные и пеньковые изделия.

3. Произведения садоводства и огородничества.

4. Земледельческие орудия и машины.

5. Выделанные меха и предметы кожевенного производства.

6. Железные и другие металлические изделия.

7. Лесные изделия.

8. Предметы столярного и токарного мастерства и экипажи.

9. Изделия из шерсти.

10. Произведения пчеловодства.

11. Крестьянские рукоделия, сюда же были отнесены и произведения особого искусства.

12. Изделия из глины, стекла, щетины, волоса; сюда же, по незначительному числу предметов, были причислены сало и мыло.

13. Произведения фабричной и заводской промышленности.

14. Скот.

В первом отделении преобладали (по Вятской губернии) предметы пчеловодства – 298. Первое же место было присуждено за хлеба, выращенные в Уржумском уезде государственным крестьянином Макаром Максимовым с принадлежащей ему образцовой усадьбы.

Во втором отделении были отмечены крестьяне Яранского уезда. Василий Наймушин - за представленную им скатерть. Иван Малков отмечен за окрашенный им холст в кубовую краску. Оба ещё получили денежное вознаграждение: семь рублей серебром первый из мастеров и пять рублей – второй.

В четвёртом отделении были отмечены три модели коннодействующих мукомольных мельниц с устройством при них маслобойни удельного крестьянина Яранского уезда Осипа Христолюбова (судя по фамилии, а также продвинутости пижемских мужиков из Водозерской волости). Награда мастеру (хотя Комитет выставки отметил, что модель - ещё не действующая машина, и потому всех достоинств и недочётов посчитать нет возможности) - первое место и двадцать рублей серебром.

По шестому отделению было отмечено, что изделия из железа, представленные на выставку, грубы и небрежно отделаны. «… даже ни один экземпляр простых подков не представлял ничего удовлетворительного… Блистательность, но, к сожалению, единственным исключением из этой массы безобразных вещей были железные изделия ремесленной школы удельного ведомства, находящейся в Яранском уезде, в слободе Кукарке, а также вещи, представленные бывшими учениками школы - удельными крестьянами Яранского уезда: Андреем Ковязиным (стальные вещи – награда семь рублей серебром), Николаем Репиным (серпы – награда пять рублей серебром) и Александром Мирошиным…» Мастера ремесленной школы наградили серебряной медалью, а ученикам выдали денежную награду…

В восьмом отделении оценивались столярные изделия, экипажи. Уже в то время в селе Пачи делали тарантасы, но, верно, на выставке они не были представлены…

По одиннадцатому отделению в обзоре М.Е. Салтыкова-Щедрина говорится о кирпичном производстве. «В Вятской губернии издавна замечается большая потребность в выделке хороших кирпичей. От дурного ли качества глины или от неуменья хорошо обжигать их, только обыкновенные обращающиеся в Вятской губернии кирпичи весьма дурного свойства, так что при постройках это составляет немалое затруднение. Поэтому Комитет обращал особое внимание на эту отрасль промышленности, желая поощрить её, несмотря на всё его желание, не мог присудить никакой награды за представленные на выставку пять экземпляров кирпичного производства, потому, что все эти экземпляры были совершенно никуда негодны, сделаны из глины, смешанной с песком, дурно обожжены и крайне непрочны…» Вот она изнанка выставочного представления ремесел. Ведь уже тогда были построены и стоят поныне многие храмы Яранского уезда. А самый старый дом в селе Лом построен аккурат в год, когда писал свой отчёт М. Е. Салтыков-Щедрин…

В четырнадцатом отделении «Скот» была представлена одна худосочная корова. Да понятно: кто ж поведёт кормилицу в эдаку даль! Хозяина коровы поощрили всё же (деньги что ли девать некуда было?) – семь рублей выдали…

Лошадей было представлено немного. Демид Лоптев из Водозерской волости лишь к концу того десятилетия будет зарабатывать на выставках и гонках до семисот рублей в год. Осенью же 1850 года готовился к зимнему извозу - доставлял мясо в Санкт- Петербург…

Похвальным листом за образцы хлебов был отмечен Яранского уезда удельный крестьянин Василий Соломин, а государственный крестьянин Данила Медведев получил в награду семь рублей. Осип Христолюбов, кроме машины мукомольной, еще и представил на выставку сорта масла из семян трав жабреца и денежника.

Продолжение следует.


Сергей Шелепов.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №07 от 14.02.2020 г.
(Яранск, Санчурск, Кикнур, Тужа).

Категория: Яранск | Просмотров: 978 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):