Главная » 2018 » Сентябрь » 29 » Неизведанные места Советского района, или Новые приключения краеведов
12:37
Неизведанные места Советского района, или Новые приключения краеведов

В 2018 году первому русскому поселению на территории нашего района – селу Колобову – исполнилось 595 лет. Дата значительная! Село Борок, некогда поглотившее Колобово, тоже отметило юбилей – 380 лет. Члены клуба «Краевед» решили непременно посетить Борок в юбилейном году, да и как не поехать, если руководитель клуба Нина Михайловна Жабкина, в девичестве Шипова, родом из тех мест. Кто лучше ее знает историю поселения?

Решено! Едем! Погода, несмотря на утреннюю прохладу, часам к 10 разгулялась и стала совсем летней. На трех легковушках мы направились в сторону Борка. Но, как водится у настоящих исследователей, маршрут прокладывается заранее, учитывая все достопримечательности, встречающиеся на пути следования.

Первая остановка — могила Марии Убиенной на берегу Пижмы, в окрестностях деревни Верхопижемье. Александр Сергеевич Репин показал на местности не только надгробный камень, сдвинутый с захоронения, но и отметил очертания бывшей часовни, воздвигнутой православными жителями Кукарки над святым местом. В этом году опытный краевед выпустил книгу, в которой дается жизнеописание Марии и рассказывается история ее прославления.

Этим событиям уже более 300 лет, когда еще не было села Жерновогорского, но уже вверх по Пижме были селения Иж, Липово, Колобово, а в Кукарке жили «язычники-черемисы». Именно здесь перед Кукаркой, за рекой Немдой, и организовалось место, куда прибывало русское население. Православными христианами на берегу был устроен убогий дом, где под призрением находились немощные старики. Русские сотрудничали с черемисами, и многие из черемис-язычников принимали христианство. Христианкой стала и Мария из Кукарки. Свекровь ее была страшно недовольна верой снохи и, безуспешно истощив все свои убеждения, ласки и посулы для возвращения Марии в черемисскую веру, стала преследовать ее и жестоко мстить при всяком удобном случае. Мария скрылась в «убогом доме». Тогда свекровь решила убить Марию, и случай к тому вскоре представился. Мария вышла на реку полоскать белье. Злая свекровь заметила это, и, когда Мария, ничего не подозревая, усердно принялась за свое дело, свекровь взбежала на мостик, с бешенством вырвала валек из рук невестки и им убила ее. Тело бросила в воду. Преступление не осталось незамеченным жильцами «убогого дома». Они с глубоким трауром вынули тело из реки и предали его погребению при «убогом доме», сослужив панихиду.

Черемисы-язычники много раз нападали на живущих в «убогом доме». Однажды среди убитых нашли священника. Примерно в 1650 году над телами погибших была построена часовенка в виде столба с иконой. Часовню над могилой построили в 1842 году. Это место стало почитаться. Поразительно, но пришедшие из разных мест богомольцы часто рассказывали удивительно похожие истории. В болезни, скорби и нужде человек начинал молиться о помощи и вразумлении, после чего ему во сне являлась женщина. Она советовала сходить на могилу Марии убиенной и подробно описывала, как туда добраться. Когда паломник подходил к концу пути, он с удивлением и душевным трепетом обнаруживал, насколько точно было описано ему прежде незнакомое место. Под часовней Марии был подвал из опочного камня. В него спускались богомольцы, поднимая плиту в полу, брали песок, которым натирали больные места и даже увозили его с собой, т.к. он имел целительную силу. Сейчас от этой часовни остались стены подвала, но само углубление подвала засыпано опилом, т.к. в нескольких метрах от него находилась пилорама.

Еще одно событие связывают с этим святым местом на берегу реки. Около 1700 года в окрестностях сл. Кукарки свирепствовала какая-то повальная болезнь, от которой умирало множество людей и против которой человеческие средства оказывались бессильными. Тогда православные обитатели сл. Кукарки прибегли к помощи Царицы Небесной: взяли из собора честный образ Смоленской Божьей Матери и недалеко от могилы Марии убиенной совершили всенародное молебствие с водоосвящением. С этой именно поры болезнь начала ослабевать в зараженных местностях заметным образом и в короткое время совсем исчезла, не коснувшись Кукарки.

В благодарную память за такое избавление благочестивые кукаряне немедленно воздвигли на месте совершения заздравного молебна деревянную часовню, затем обращенную в церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери. От Тихвинской церкви сейчас осталось только углубление в земле в самом начале д. Лядово, что около Верхопижемья.

Ощутив благодатную атмосферу святого места и сделав снимки на память, краеведы двинулись дальше.

Вторая остановка — источник Святого Николая Чудотворца. Притомившись от тряской дороги до Завертной, путешественники направились остудиться к святому источнику. Вода, льющаяся таким же мощным потоком, как и на Смоленцевском ключе, имела сладковатый привкус, от холода сводило зубы. В расположенной рядом часовенке чисто и светло, большой образ Николая Чудотворца смотрит на входящего, настраивает на молитву. Тихий уголок, по словам Галины Николаевны Зыковой, часто бывающей здесь, не остается без внимания как местных жителей, так и приезжих.

Отдохнув, краеведы отправились в сторону Лесниково — Борка, наслаждаясь приличным асфальтом с проведенным нынче ямочным ремонтом, что позволило добраться до места с комфортом.

Конечный пункт – Борок. На крутом берегу Пижмы раскинулось село, вдоль от церкви идет длинная улица, на которой расположены все главные достопримечательности. Казанско-Богородицкая церковь поражает своей статью. Пожалуй, даже в столице такой храм был бы к месту. А сколько людских и материальных ресурсов было вложено в ее строительство... Вот и теперь сельчане взялись за восстановление святого места под руководством протоиерея Петра Ковальского, который не щадит ни времени, ни сил на благое дело.

Чем же примечательна борковская церковь, помимо своего величественного вида? Известно, что в Борке был уникальный колокол, жалованный царём Иваном Васильевичем Грозным, местный дьякон Василий Домрачев свидетельствовал о его наличии в уже разбитом состоянии, приготовленном для переплавки в г. Слободском, но еще отчетливо читалась дарственная надпись.

Кроме того, в церкви хранился образ Святого Николая, высеченный на камне в миниатюре. По словам Александра Сергеевича Репина, каменный образ был оправлен в золото, а сам неизвестный камень был настолько искусно отшлифован, что в него можно было смотреться как в зеркало.

Нина Михайловна рассказала, что отдельно стоящая колокольня имеет малый наклон, который мы заметили, отойдя на приличное расстояние. Наклон был допущен при строительстве, и при приемке работ строителю указали на его оплошность. Признав свою ошибку и желая загладить вину, строитель колокольни бесплатно обнес церковный двор оградой.

На высоком берегу Пижмы краеведы узнали о том, что река в прошедшие века, поменяв русло, подмыла берег, забрав в свои воды не только поле, кладбище, но и церковь, ранее возвышавшуюся над округой. Недалеко от села расположилось озеро Колобовское, известное своим рыбным изобилием, местные жители и до сих пор ходят туда на рыбалку, причем без улова не возвращаются.

На улицах Борка уже давно снесены или перестроены старые постройки, но в памяти старожилов до сих пор живы дома священнослужителей, расположенные рядом с церковью, прочные кирпичные купеческие лавки. Борковская библиотека и узел связи как раз расположены в прежнем доме купца-лесопромышленника Дмитрия Скрипина на улице Набережной. Здание по соседству, также принадлежавшее Скрипину, пустует, но до сих пор оставшиеся арочные железные двери и даже висящие амбарные замки придают двухэтажному строению основательный вид. Жаль, что со временем такие дома ветшают, а ведь могли бы стать достойным жилищем для большой семьи, настоящим родовым гнездом.

Борковская сельская библиотека им. Ф.Ф. Павленкова давно не видела серьезного ремонта. Заботливыми руками ее хозяйки Алевтины Ивановны Сурниной порядок в помещении поддерживается и даже производится косметический ремонт, благодаря этому внутри уютно и чисто. Читальный зал библиотеки с приездом краеведов из районного центра преобразился в гостеприимную чайную комнату.

Разговор об исторических вехах развития села продолжился за столом. Гости познакомились с «раскладушками», оформленными еще в советское время и отражающими интересные события. Информация о культурных мероприятиях, развитии сельского хозяйства, истории ближайших деревень и даже установлении советской власти в Борке. Гости обменивались впечатлениями от прогулки по улицам села, огорчались из-за отсутствия школы, малого количества молодежи, завидовали прекрасным видам, открывающимся из окон домов на бескрайние поля и красавицу Пижму.

На обратном пути краеведы уже строили планы на будущее, ведь столько еще тем для исследований и неизведанных мест.


Оксана Лачкова
При написании статьи использованы
краеведческие материалы А.С.
 Репина.

От ред.: Желающие услышать историю о Марии убиенной из уст краеведа А.С. Репина
могут заглянуть на нашу страничку в ВК.

Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №39 от 28.09.2018 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 50 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):