Главная » 2018 » Апрель » 7 » Предложения по распределению древесины
11:51
Предложения по распределению древесины

Дрова, дрова! Очень часто можно было услышать эти слова в минувшую зиму от жителей нашего города и района, имеющих в своих домах печное отопление. Проблема с обеспечением дровами в Советском районе назревала несколько лет и особенно остро проявилась в нынешний отопительный сезон. Цена на дрова поползла вверх. А между тем, в соответствии с Законом Кировской области от 27.03.2007 №101-ЗО, граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

• на строительство индивидуального жилого дома – до 150 кубических метров один раз в 30 лет из расчета на одного застройщика;

• на строительство хозяйственных построек – до 20 кубических метров один раз в 10 лет;

• на ремонт и реконструкцию индивидуального жилого дома – до 20 кубических метров один раз в 10 лет;

• для отопления жилых домов – до 15 кубических метров в год на одну семью, проживающую на жилплощади с печным отоплением;

• для иных собственных нужд – до 3 кубических метров на одну семью один раз в 10 лет.

Но на практике заготовка гражданами древесины для собственных нужд, в том числе и для отопления жилых домов, реализовывалась очень сложно, и это несмотря на то, что в лесах района полно сухостоя и валежин, а на некоторых неухоженных сельхозугодиях выросли настоящие рощи.

Депутаты Советской районной думы – члены объединения «Честный выбор» – несколько раз поднимали данный вопрос на Комиссии по сельскому хозяйству, экологии и ЖКХ и на заседаниях Советской районной думы, и только в понедельник, 2 апреля 2018 года, на заседании Советской районной думы депутаты сдвинули данную проблему с места, приняв решение выйти с ходатайством в Правительство Кировской области и в Министерство лесного хозяйства Кировской области с предложениями по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере лесных отношений.

Текст данного предложения напечатан ниже.

Пока еще рано говорить о том, будет принято на уровне руководства области данное предложение или нет, но его принятие значительно облегчило бы получение древесины гражданами для собственных нужд, в том числе и дров для отопления своих домов.

Очень жаль, что за принятие столь важного решения на заседании думы не голосовали «за» ниженазванные депутаты, как будто население их округов не нуждается в дровах и цены на дрова их устраивают: Новоселова Олеся Олеговна (Греховское с/п), Попова Татьяна Леонидовна (Мокинское с/п), Мешкова Ирина Владимировна (Ильинское с/п), Фоминых Лариса Ивановна (Колянурское с/п).

А.А. Долгушев.

Предложения
по совершенствованию нормативного правового регулирования
в сфере лесных отношений

1. Не первый год в Советском районе остро стоит вопрос с выделением древесины гражданам для собственных нужд. От граждан поступают жалобы по этой проблеме. Жалобы возникают в связи с неудачным порядком распределения древесины.

Существующий порядок распределения древесины – «в порядке очередности» – неудобен и несправедлив.

Во-первых, не учитывается социальное положение заявителей. Если у гражданина сгорел дом, то он получает лишь право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее – договор КПЛН), но при этом встает в общую очередь. Никакого внеочередного выделения древесины ни для погорельцев, ни для многодетных семей не предусмотрено.

Во-вторых, при распределении древесины «в порядке очередности» не учитывается качественный состав лесных насаждений. Так, поскольку в Советском районе в первых числах января свободная расчетная лесосека выбиралась заявителями для целей строительства (причем выбирались и хвойные, и лиственные, и дровяные лесосеки), то жители сельских населенных пунктов не имели возможности заготовить дрова. То есть складывается абсурдная ситуация, когда лесничество выделяет гражданину для строительства дома 150 куб.м древесины лиственных пород, из которой невозможно построить дом, а затем взыскивает с данного гражданина штрафные санкции за «нецелевое использование древесины». При этом другие 10 граждан, которые могли бы использовать осину по целевому назначению – в качестве дров, остаются без древесины.

В-третьих, не учитывается место жительства заявителя или место использования заготовленной древесины. Так, при существенной нехватке свободной расчетной лесосеки для самих жителей Советского района древесину в районе заготовляли жители Верхошижемского, Нолинского районов и г. Кирова.

В-четвертых, в день приёма заявлений создаются огромные очереди. Жители отдаленных населенных пунктов, не имеющие транспортных средств, не могут занять очередь первыми, подать заявление в нужное время, поэтому остаются без древесины.

В-пятых, не учитывается множество других нюансов. Например, застройщик, получивший разрешение на строительство кирпичного дома с железобетонными перекрытиями, имеет право на получение тех же 150 куб.м древесины, что и застройщик, имеющий разрешение на строительство деревянного дома.

В-шестых, при всем вышеизложенном система распределения древесины «в порядке очередности» все равно остается непрозрачной, допускающей возможность выделить древесину «нужным людям», формально не нарушая порядка.

Фактически ситуация с распределением древесины для собственных нужд аналогична ситуации с распределением разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при которой поступало много нареканий и, в конце концов, Законом Кировской области от 17.02.2017 №47-ЗО «очередь» была заменена на «охотлото». Порядок осуществления государственной услуги по заключению с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений определен «Порядком заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2013 № 202/167 (в ред. от 19.01.2016 № 79/10), и «Административным регламентом предоставления министерством лесного хозяйства Кировской области государственной услуги по заключению с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона» (далее – Регламент), утвержденным Указом губернатора Кировской области от 12.11.2013 №161(в ред. от 01.06.2016 №148).

Что интересно, ни в Порядке, ни в Регламенте прямо не указано, что древесина должна предоставляться гражданам в порядке очередности. С другой стороны, иной вариант распределения, кроме как в порядке очередности, также прямо не предусматривается и расценивается правоохранительными органами как элемент коррупции.

Также нужно отметить, что в каждом районе области имеются свои специфические условия по заготовке гражданами древесины для собственных нужд (наличие свободной расчетной лесосеки, лесистость района, доля лесного фонда, переданного в аренду, количество застройщиков, газификация района и т.д.).

В связи с вышеизложенным представляется обоснованным внести в Порядок и Регламент следующие изменения:

1.1. Предусмотреть в районах, где «спрос» на древесину превышает ее «предложение», распределение деловой древесины не «в порядке очереди», а специальной комиссией с учетом социального и имущественного положения заявителей (погорельцы, многодетные семьи).

1.2. Предусмотреть возможность ведения отдельных списков («очередей») на хвойные (для застройщиков) и лиственные (для целей отопления) лесосеки.

2. В лесах Советского района, особенно в южной малолесной части, много сухостойных деревьев ели, погибших после вспышки короеда-типографа в 2011 году. Также в лесах во множестве имеется ветровальная и буреломная древесина. Уборка древесины сухостойных, ветровальных, буреломных деревьев, представляющих собой захламленность лесов, способствует обеспечению санитарной и пожарной безопасности лесов, а также потребности жителей сельских населенных пунктов в дровяной древесине.

Однако порядок назначения данных деревьев в рубку чрезвычайно сложен. Действовавшими ранее Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, предусматривался такой вид санитарно-оздоровительного мероприятия (вид рубки), как «уборка захламленности» (УЗ). Однако по непонятным причинам на федеральном уровне указанный вид рубки был упразднен. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено лишь проведение выборочных, сплошных санитарных рубок и уборка аварийных деревьев.

При этом для назначения санитарной рубки нужно, чтобы средний запас сухостойных деревьев в лесотаксационном выделе составил не менее 15 куб.м/га (п. 29 Порядка проведения ЛПО), либо в выделе имелся участок сплошного сухостоя площадью не менее 0,5 га (п. 16 Порядка проведения ЛПО). То есть многие сухостойные деревья, расположенные возле населенных пунктов или автомобильных дорог, просто не подходят для санитарной рубки.

Также существует возможность назначить в рубку сухостойные деревья не целым лесотаксационным выделом, а каждое дерево отдельно как аварийное дерево (дерево со структурными изъянами, способными привести к падению всего дерева или его части). Однако для этого нужно провести инструментальное обследование каждого сухостойного дерева, определить его координаты, диаметр, высоту, возраст, описать структурные изъяны. То есть проведение лесопатологического обследования занимает значительное время. В штате КОГКУ «Кировлесцентр» на всю Кировскую область имеется только 4 инженера-лесопатолога, которые физически не в силах проводить лесопатологические обследования на всех площадях, подлежащих назначению в санитарную рубку, не говоря уже об обследовании каждого дерева индивидуально.

Вместе с тем имеется возможность проведения лесопатологического обследования сухостойных деревьев силами лесничих самостоятельно, без привлечения инженеров-лесопатологов. Такая возможность прямо прописана в п. 4.8 Порядка деятельности лесничих на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства области от 16.07.2014 №271/467. Ранее, в 2012-2014 годах, лесопатологические обследования также проводились лесничими самостоятельно (приказ департамента лесного хозяйства от 30.12.2011 №185).

Во-первых, обследование сухостойных деревьев не требует от исполнителей какой-либо специальной углубленной подготовки помимо среднего лесного образования. Во-вторых, повысится уровень взаимодействия лесничих, работающих на территории района, с местным населением.

В связи с вышеуказанным целесообразно поручить Министерству лесного хозяйства Кировской области разработать порядок проведения лесопатологических обследований сухостойных деревьев лесничими самостоятельно с целью последующего отпуска сухостойной древесины гражданам для отопления.


Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №14 от 06.04.2018 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 60 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):