Главная » 2016 » Январь » 20 » Крёстный отец города и района
16:47
Крёстный отец города и района

Михаил Иванович Изергин. Его можно назвать крёстным отцом нашего города и района. Ведь это он с упорством и настойчивостью добивался статуса города для слободы Кукарки и организации района. Был первым мэром города и первым председателем исполкома.

Родился Михаил Иванович 14 января 1891 года в деревне Казанская (Гиблянка) Ильинской волости. Всегда писали, что семья их была бедной, но племянница Михаила Ивановича Жданова Лидия Фёдоровна при беседе со мной сказала, что это неправда. Все дочери были выданы замуж за состоятельных женихов, а из бедной семьи вряд ли это было возможно. Семья была многодетной. Кроме Михаила было ещё четыре сына: Иван, Василий, Пётр, Леонид и четыре дочери: Елизавета, Клавдия, Анна и Александра. Отец, Изергин Иван Тимофеевич, работал на купца Чертищева. Мать, Парасковья Александровна, обрабатывала душевой земельный надел вместе с детьми. Михаил после окончания трёхклассного училища тоже летом помогал матери в поле, а зимой сначала чистил в мастерской валенки, затем помогал брату Василию, который шил шапки и фуфайки для купца Родигина.

В избе стоял стойкий запах кожи и овчины. Нужды в семье не было потому, что все много работали. Братья Иван и Василий сплавляли лес до Царицына и Астрахани.

Дети очень слушались родителей. Особенно строгой была мать. Так, она сказала дочери Елизавете, чтоб та выходила замуж за вдовца с четырьмя детьми Чупракова Ф.И., та ослушаться не посмела, хотя у неё был жених и он сватал её. Воля родителей была законом. Правда, Фёдор Иванович оказался очень добрым человеком: первое время, чтоб облегчить жизнь молодой жены, нанимал няню для детей, да и жили они в достатке, он занимался торговлей. От него Елизавета родила ещё восьмерых детей.

Михаил любил чистоту и порядок. После работы всегда брал метлу и подметал дочиста под окнами и во дворе. В семье он был самым красивым и статным, имел крупное, широким лбом и чёрными бровями лицо. Любил играть на гармошке. Уйдёт в огород или заберётся в пустую баню и играет часами. В 1911 году призывается в царскую армию, участвует в империалистической войне. В 1917 году вступает в парию большевиков, участвует в Октябрьской революции в Петрограде и в декабре этого же года возвращается в родные края. При себе имеет документ, в котором говорится, что он направлен для упрочения Советской власти в Кукарке и близлежащих волостях.

Матрос Черепанов прямо говорит, что Советскую власть провозгласили, а что делать дальше - не знают. И Михаил Иванович сразу же включается в работу: едет на первый губернский съезд Советов, а по возвращении из Вятки входит в состав Кукарского революционного комитета, избирается его председателем. Непосредственно руководит всеми преобразованиями в Кукарке и окружающим её волостях. Ведёт решительную борьбу с разрухой и голодом.

Насущные вопросы возникали на каждом шагу. Как их решать? Опыта никакого. Да и лет им всем было от 23 до 27. Самым старшим был М.И. Изергин (27 лет), а его заместителю С.П. Бердникову – 23 года. Во всём полагались на линию партии большевиков. Изергин работал от зари до зари. Энергичный, подтянутый, в военной гимнастёрке и сапогах, он производил на людей магическое действие. И там, где появлялась его крепко сбитая фигура, тотчас же воцарялся порядок.

Ему не хватало часов в сутках, нередко оставался ночевать в кабинете. Не проходит ни одного собрания или митинга (а проводить их в то время очень любили), где бы он не выступал. Товарищи его считали наиболее политически грамотным, лучшим оратором в Кукарке. Он много ездил верхом на своём белом коне по деревням. Так, по вопросам объединения в отдельный уезд были проведены собрания во всех крупных населённых пунктах. С января по март 1918 года он председатель ревкома, а с марта по декабрь – председатель районного Кукарского, а затем уездного исполкома совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С августа избирается председателем партийной организации уезда, с декабря 1918 года – председатель усовнархоза, в июне была организована чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, а 20 июля 1918 года создаётся чрезвычайный революционный штаб во главе с Михаилом Ивановичем для мобилизации сил трудящихся против надвигающихся мятежников – белогвардейцев.

М. Изергин часто выезжал в губернский центр – Вятку для решения вопросов текущей жизни. Он организует работу комитетов бедноты, а также созывает съезд комбедов. Ходатайствует перед Совнаркомом об отпуске средств вновь образованному городу и уезду.

При таких темпах преобразования, наверное, не могло не быть ошибок и перегибов, излишней жестокости. Вот что писал о том времени один из участников тех событий И. Соломин («Ленинский путь», 1964 г.): «В нашем городе так же были арестованы многие купцы, промышленники, церковные служители. Часть их выслали, а наиболее агрессивно настроенных вывозили на пароходе на Бобыльские луга и на берег Вятки под д. Валово и расстреляли». В эту «мясорубку» попала и семья сестры Михаила Ивановича – Анны Ивановны. Она вышла замуж за Самоделкина Михаила Степановича, у которого был двухэтажный каменный дом, скот и т.д. Правда, было ещё и 12 детей, старший – Василий жил уже в отдельном доме рядом с родительским. Однажды вечером к ним на коне приехал М.И. Изергин. Он посоветовал зятю всё продать и уехать с семьёй куда–нибудь, иначе у него всё национализируют. Зять загорячился и показал газету: «Видишь, здесь написано, что отберут всё у тех, кто использует чужой труд, а мы нажили всё своим трудом и своей семьёй». И остались. Их постигла такая же участь: дома, скот, имущество отобрали. Михаила Степановича выслали, довезли только до Котельнича, там он умер от туберкулёза. Перед смертью сказал жене (она ездила на свидания), что зря Михаила не послушал. А Анна Ивановна работала в бывшем своём доме кухаркой (там размещался детский садик). Однажды в садике случился пожар и, конечно же, в поджоге обвинили её, хотя она была не виновата. Кто знает, что бы с ней было, если б не была она сестрой Изергина.

Очевидцы вспоминали, что, несмотря на молодость, Изергин был вполне зрелым политиком, людей подкупала страстность и горячая убеждённость в том, о чём он говорил. Первый комсомолец из с. Василькова Злобин вспоминал, что когда их отправляли на фронт воевать с Колчаком, и они уже были на пристани, настроение было очень подавленным. Вдруг на пристань приехал Изергин, сказал короткую, но такую страстную речь, что у новобранцев после неё осталось только желание победить, а остальные чувства куда-то исчезли.

В личной жизни Миша Изергин был обаятельным, простым, скромным и жизнерадостным парнем. Он любил и, несмотря на большую занятость, находил время забежать на молодёжную вечеринку, где всегда был желанным гостем.

В 1918 году М.И. Изергин женился на молоденькой учительнице Вере Репиной. Правда, в «Книге регистрации браков» записи об их регистрации нет. Должно быть, брак был гражданским, тогда они были очень распространены. В выходные же он обязательно ходил к родителям, не забывал навещать и сестёр с братьями.

В декабре 1918 года, когда Колчак стал продвигаться от Перми к Вятке, Изергин руководит отбором и отправкой на Восточный фронт красногвардейцев, снабжением рабочих городов Вятки продовольствием, выступает на митингах и собраниях. В апреле 1919 года в числе 21 коммуниста – добровольца уходит на фронт. Пароход был переполнен. Провожать его из родных пришла только жена с подругами.

По возвращении с фронта он снова работает председателем уездного исполкома, снова проводит большую работу по мобилизации рабочих и крестьян на фронт гражданской войны… Но он болен туберкулёзом. М.В. Домрачев в своей книге «Шёл парнишке в ту пору…» пишет: «Михаил Иванович Изергин. Высокий, худой, с воспалёнными запавшими глазами, несмотря на тяжёлую болезнь, он появлялся повсюду: выступал с докладами, беседовал, отвечал на вопросы». Чтоб не тратить силы понапрасну, он поселяется в комнате при исполкоме. Его племянница Л.М. Кушкова (Самоделкина) вспоминает, что в комнате было всего несколько предметов: какая-то тумбочка, табуретки и кровать даже без матраса. Он работал, пока не слёг. На последние совещания Михаила Ивановича приводили под руки. Через два месяца, 17 мая 1922 года, в возрасте 29 лет он умер в больнице. Гроб с телом от самой больницы и до могилы несли на руках. Похоронили Михаила Ивановича на площади Революции у трибуны, с которой он так часто выступал на митингах, в липовом сквере (липки он садил вместе с соратниками в честь 1-й годовщины Октября).

День был тёплый. На похороны пришли люди со всего города и даже деревень. Могила была оцеплена милицией, около были только близкие родственники да соратники по работе. Л.М. Кушкова вспоминает, что когда она пришла из школы (ей было 12 лет), то не могла пробиться к могиле. Милиционеру сказала, что это её дядя, на что он ей ответил: «Он нам всем дядя». И лишь после того, как её заметила мать Анна Ивановна и подтвердила, что она действительно племянница покойного, Лиду пропустили…

Поражает то, как любил народ М.И. Изергина. Если сосчитать, сколько он работал, то получается, что года два, но впоследствии ни один предрик не удостоился чести быть несённым на руках до могилы. И в 20-х и в 80-х годах местное начальство ставило вопрос о перезахоронении, но народ каждый раз отстаивал могилу Изергина.


Н. Жабкина, главный библиотекарь центральной библиотеки им. П.В. Алабина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №2 от15.01.2016 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 2387 | Добавил: Alex_Spacon | Теги: Михаил Изергин | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):