Главная » 2019 » Ноябрь » 15 » «Да цветёт Кукарка!»
16:51
«Да цветёт Кукарка!»

(вклад П. В. Алабина в развитие слободы Кукарки)

Прежде чем рассказать о вкладе, сделанном П. В. Алабиным в развитие слободы Кукарки (ныне город Советск), давайте мысленно представим, какой же застал слободу Пётр Владимирович.

Местность вокруг слободы необыкновенно красива. Очень выгодно торгово-промышленная слобода располагалась и географически. Главная улица называлась Казанской, т.к. по ней шёл важнейший торговый тракт на Казань, а также коммерческий Яранско-нолинский тракт. Кукарка имела две пристани: одну на Вятке, другую на Пижме. И ещё - она находилась в центре пяти уездов Вятской губернии, которые соприкасались с ней своими границами. Слобода принадлежала к числу селений Вятского удельного имения и была административным центром Кукарского удельного приказа.

Обратимся за свидетельством к современнику, живущему в то время в Кукарке, просвящённому разночинцу Н. Золотницкому, написавшему книгу «1 января 1866 года в Кукарке. Краткий очерк слободы Кукарки» - Казань,1866.

«Жителей в Кукарке 3 571 человек, а с временно пребывающими простирается до 4 000. По числу жителей она превосходила Уржум на 1583 человека, Малмыж - на 1527, Глазов - на 1367, Яранск - на 1188, Котельнич - на 743, Нолинск - на 672, уступает Орлову на 1 человека.

Числом зданий Кукарка также превосходит многие уездные города губернии. В ней пять каменных церквей (в т. ч. соборных две с двумя колокольнями), более 20 каменных домов, каменный корпус лавок (всех лавок с деревянными более 80), много полукаменных домов... Вообще же в Кукарке вовсе нет тех убогих лачужек, которыми наполнены уездные города, а многие дома по величине и архитектуре, с тротуарами из дикого и опочного камня могли бы служить украшением губернскому городу».

Кукарка того времени - крупный торговый и ремесленный центр Вятской губернии. Ни одна из ярмарок не обходилась без кукарских купцов. Годовой торговый оборот доходил до 3 миллионов рублей. Главные предметы торговли: хлеб, кожи, холст, шерстяные товары, льняное семя, лен, куделя и т.д.

На заводах Соломина, Вшивцева, Медведева, Бердникова вырабатывались пряники и вывозились в Котельнич, в соседние города и их уезды. На заводах И.Ф. Самоделкина и А.Е. Вшивцева вырабатывалось до 4 пудов свечей. К предметам отпускной торговли относилось и вино, выкуренное на заводе купцов Д.П. Якимова и С.С. Старостина. Занимались купцы кукарские лесной промышленностью, производя вырубки в Казанской, Костромской, Вологодской и Вятской губерниях и сплавляя его в Саратов. Были развиты такие ремесла, как ювелирное, медное, иконописное, столярное, кузнечное, чеботарное, пимокатное, кружевное.

Взаимоотношения жителей слободы, как метко заметил Золотницкий, были патриархально близкими и дружественными:

Семь раз друг другу все родные,

Вся слобода - одна семья:

Все братья, сваты, кумовья,

Невестки, тётушки, сестрицы,

Племянниц бесконечный ряд,

Сестренниц дальних вереницы…

Такою была слобода Кукарка. Именно ее избрал П. В. Алабин, чтобы на примере кукарян доказать возможность духовного развития и благополучия народа. За те годы, что он по долгу службы осуществлял попечение над ним, в жизни слободы произошли большие изменения к лучшему.

Не зря крестьянин И.Ф. Самоделкин, выступая на прощальном ужине сказал: «Будучи управляющим Вятской удельной конторою и нашим начальником, Вы постоянно заботились и неутомимо, горячо, без устали трудились над устройством нашего благосостояния. Нельзя рассказать всего сделанного вами, но упомянем некоторое. Вы открыли у нас в селениях женские школы – это лучший залог народного образования… Будьте уверены, что мы высоко ценим существование этих учреждений и всегда поддержим их. Вы положили начало нашей публичной библиотеки и далеко продвинули её, Вы учредили при конторе торгово-промышленный банк, для поддержания нашей торговли и заводской промышленности, Вы заботились об улучшении сельского хозяйства крестьян и их ремесел, Вы заботились об уничтожении нищенства и о призрении престарелых и увечных крестьян и вот, Вашим старанием, у нас устроена в Кукарке богадельня. Словом: всё, ведущее народ к образованию, богатству и благополучию, было Вами применяемо к нашему состоянию».

3 декабря 1859 года в Кукарке было открыто женское сельское училище при волостном правлении (сейчас это средняя школа №1 г. Советска), всего же за 1859 год в окрестных сёлах и в Кукарке было открыто при содействии Петра Владимировича 12 мужских и 7 женских школ. Примечательно, что женского образования в Вятском удельном имении ранее вообще не было.

Они возникли здесь тогда,

Когда другие города

О просвещении не мечтали,

Встречали грамоту смехом,

А дочерей учить грехом

Иль неприличием считали…

Центральным учебным заведением Вятского удельного имения было Кукарское училище, потому что оно учило не только грамоте, но и ремеслу. Оно было создано в 1840 году, успешно функционировало. Учащиеся этого училища получали призы на проходивших в Вятке сельскохозяйственных выставках.

Пётр Владимирович лично проводил инспекции училища, присутствовал на выпускных испытаниях, активно вмешивался в учебный процесс, давая рекомендации по методике преподавания. Так, в 1859 и 1860 годах он направил два предписания, о которых спустя несколько десятилетий вятский священник, краевед и археолог И.М. Осокин сказал, что по мысли и педагогическому такту они имели и продолжают иметь практическое значение. Алабин требовал от учителей развивать мыслительные способности у детей, вникал во все дела училищ.

Он считал, что одним из путей к увеличению доходности имения было обучение крестьян, повышение их грамотности. Для тех, кто не умел ни читать, ни писать Петр Владимирович задумал открыть при училище воскресную школу, которую бы могли посещать крестьяне обеих полов и всех возрастов. Школа была открыта при сельском училище 5 февраля 1861 года. Поначалу приходилось заниматься не столько набором учеников, сколько тем, чтобы их не отпугнуть. Просуществовала воскресная школа, правда, недолго. Вероятно, к концу 1862 года её пришлось закрыть из-за отсутствия средств на содержание.

На протяжении нескольких лет Пётр Владимирович опекал открытую в 1861 году по его инициативе и при деятельном участии публичную библиотеку в нашей слободе. Библиотека на первых порах находилась в кабинете удельного депутата. Как писал И.М. Осокин, открытие библиотеки в собственном помещении происходило 2 февраля 1865 года после торжественного молебна. При этом были произнесены три речи: П.В. Алабиным, протоиереем Котлецовым и И.Ф. Самоделкиным.

Библиотека работала для посетителей ежедневно. Она была снабжена довольно значительным количеством книг, журналов и газет. Имущество и книги были приобретены путём добровольных пожертвований от частных лиц. В самом здании библиотеки имелся кабинет для чтения и квартира для библиотекаря. Библиотека, начало которой положил Алабин, носит его имя с 2001 года.

Библиотеки всегда были особой заботой Петра Владимировича. Он высоко оценивал их роль в образовании народа. Позже в Самаре он скажет: «Хорошо устроенная библиотека полезнее городу высокого училища».

Чтобы сделать более доступным приток новых сведений для грамотного населения Кукарки, пишет И.М. Осокин, в 1860 или 1861 годах удельным ведомством была открыта «библиотека для народа» и при ней склад книг для продажи. Сюда поступали книги доступные по цене. В 1862 году голова Кукарского приказа отправил в удельную контору за проданные из библиотеки книги 14 руб. 85 коп. Но как долго существовала эта библиотека со своим складом - неизвестно.

В Кукарке при участии П.В. Алабина устраивались народные чтения и публичные литературные вечера (первый вечер был провёден 19 января 1865 года), которые полюбились кукарянам и стали проходить там регулярно. В отличие от Вятки на них присутствовали и крестьяне, порой, по своей многочисленности не попав в помещение, они стояли у открытых дверей.

В декабре 1862 года П.В. Алабин был удостоен благословления Святейшего Синода «За попечение Ваше об устройстве храмов в удельных селениях и образовании поселянских детей».

Во время его правления в самой Кукарке строились два храма. Закладка Спасской церкви состоялась 1 июня 1862 года Преосвященным Агафангелом Епископом Вятским и Слободским. Был образован новый приход. Одновременно строится Троицкая церковь в селе Мокино (строительство начато 1 июля 1862 года).

Жерновогорские крестьяне, прогнав монахов и разгромив монастырь, двести лет обходились без церкви. Богатому торговому и промышленному поселению, где было сто дворов, приходилось терпеть официальное название деревни. Жители Жерновогорья до 1860 года были приписаны к кукарскому приходу Троицкого собора. Петр Владимирович смог убедить жерновогорцев в необходимости строительства церкви и в 1859 году на миру было решено организовать приход в Жерновогорье. Через год указом Святейшего Правительствующего Синода этот приход был утверждён, а в следующем году построена деревянная Казанско-Богородицкая церковь. Жерновогорье стало именоваться селом.

За строительством храмов Алабин пристально следил: присутствовал на сходах, требовал с каждой почтой отправлять отчёты о подготовке к строительству, а потом о ходе строительства, списки благотворителей и суммы пожертвований (церкви строились на средства прихожан и посторонних благотворителей).

Жители слободы были обязаны Алабину не только заботой о них на ниве просвещения. Большую популярность у местных промышленников приобрёл открытый здесь в 1860 году торгово-промышленный ссудный банк, он содействовал развитию сельского хозяйства и ремёсел. Пётр Владимирович стремился облегчить сам крестьянский труд. Он организовал закупку улучшенных плугов, вместо кос-горбуш ввёл косы-литовки, причём даже запретил изготовлять горбуши в ремесленном училище, для очистки хлеба закупил веялки и сортировки.

По его инициативе в 1859 году в Кукарке организуется случный пункт государственной конюшни для улучшения породы крестьянских лошадей. Первый плодовый сад тоже заложен Петром Владимировичем. Было посажено 150 яблонь, выписанных специально для этой цели из Казани, а также кусты жимолости татарской, акации низкорослой, бузины, крыжовника, смородины разных сортов и тополя. Садоводство стало активно развиваться. Отдельные крестьяне стали сами разводить сады. Крестьянин Водозерского приказа Василий Соломин заложил сад в починке Разцветаево, Андрей Старостин – в слободе Кукарке, крестьяне Петуховы Ильинского приказа – в деревне Косогор и т. д. Алабин этому всячески помогал, продолжая выписывать для крестьян саженцы и семена.

Не забывал Алабин и о здоровье крестьян. Он расширил Кукарскую больницу. За период его управления удельные селения были наиболее благополучными в губернии в санитарном отношении. Удельная больница в слободе Кукарке постоянно была заполнена больными, за год там проходили лечение более 600 человек. Особое внимание управляющий уделами направил на прекращение венерических болезней. Для этого особым распоряжением обязал: «Медику, фельдшерам и повивальным бабкам осматривать всех крестьян, «наводящих подозрение на болезни»; всех возвращающихся с промыслов крестьян подвергать медицинскому осмотру при сдаче ими билетов в приказ (разрешение на отхожие промыслы)».

Стараниями П.В. Алабина в Кукарке была устроена богадельня для престарелых и увечных крестьян. «На той же площади находится богадельна, деревянная на каменном фундаменте, покрытая железною крышей, с банею и другими необходимыми службами». Инициатором же открытия богадельни был управляющий Вятской удельной конторой Пётр Владимирович Алабин. Не зря в речи, сказанной за прощальным обедом, говорится: «…Вы заботились об уничтожении нищенства и о призрении престарелых и увечных крестьян, и вот Вашим старанием у нас устроена в Кукарке богадельня. Итак, позвольте же, Пётр Владимирович, …принести Вам нашу искреннюю благодарность за все Ваши просвященные заботы и попечения о нашем материальном и нравственном быте». Богадельня существовала в Кукарке, а потом в г. Советске примерно до 1920 года, затем была переведена на базу приюта для престарелых женщин Козельщанско- Мысовской религиозной общины. На базе этих двух учреждений существует сейчас психоневрологический интернат в посёлке Зеленый.

П.В. Алабин сыграл большую роль в формировании мировозрения кукарской купеческой среды. Благодаря его деятельности купцы стали осознавать важность своего участия в деле просвещения и духовного развития общества. Всё, что здесь перечислено, создавалось, строилось и содержалось за счёт пожертвований.

Не могу не затронуть тему археологических раскопок, произведённых Алабиным в нашей местности. Наиболее крупные из них и ещё неописанные до него – Пижемское и Нижневотское. На этих двух городищах с разрешения Департамента уделов Алабин произвёл раскопки.

В 1862 году он на раскопках Пижемского городища, что в 8 км от Кукарки. Здесь Алабину, по его словам, удается найти «довольно значительное количество различных костяных вещей, медный перстень, черепки горшков, глубокий колодезь, следы печищ…».

В августе 1864 года - раскопки Нижневотского городища (Буржатский утес). Нашёл здесь стрелы и копья, черенок железного ножа, обрывок медной цепочки, черепки и другие предметы.

В своем описании он упоминает об огромных ступенях «называемых народом богатырскими, охватывающими всю каменную косу и, по-видимому, сделанных, чтобы предохранить ее от обвалов и упрочить тем дальнейшее существование самого городища».

Сознавая большую ценность подобных городищ в познании истории П.В. Алабин в своих «Заметках о древностях» призывал местных кладоискателей не подвергать такие места никаким раскопкам и выражал надежду, что археологи «сами найдут, рано или поздно, возможность сделать правильные, систематические исследования этих любопытных памятников глубочайшей древности и тогда в них, смело можно быть уверенным, ничего не будет потеряно для науки».

В своей статье я лишь кратко освятила вклад П.В. Алабина в развитие и просвещение слободы Кукарки. Ни один государственный чиновник ни до, ни после Алабина не сделал так много для кукарян. Забота Петра Владимировича была бескорыстной и искренней, столь же искренними оказались привязанность и уважение к нему жителей Кукарки.

...Да здравствует же он!

Кого всегда мы помнить будем,

Кто нами семь лет управлял

С такой любовью и заботой,

Кто вёл вперёд нас, кто работой,

Кто жарким словом жизнь давал!

Ему - наш долг и наше право:

Святая память, честь и слава!

И нам сюда просить пора

Его портрет - ура! Ура!

В ответном слове на прощальном ужине Пётр Владимирович провозгласил: «Да цветет Кукарка торговлей, благосостоянием жителей и их образованием, да принесёт ей земство и гласное судопроизводство сугубыя пользы». Обед закончился проводами дорогого гостя до следующей станции. Алабин увёз с собой в Санкт-Петербург сына кукарского купца Бердникова для помещения его в коммерческое училище.


Н.М. Жабкина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №46 от 15.11.2019 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 1847 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):