Главная » 2019 » Июнь » 7 » Крестный ход во имя преподобного Матфея Яранского. Взгляд изнутри
09:30
Крестный ход во имя преподобного Матфея Яранского. Взгляд изнутри

Преподобный Матфей Яранский, местнопочитаемый святой. 23 мая 1855 года родился в Вятке.

17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года — в иеромонаха.

Более восьми лет отец Матфей осуществлял свою деятельность в Александро-Невском монастыре. Уже в эти годы к нему начала приходить известность и любовь народа. К батюшке часто обращались за советом и утешением. По смирению он принимал приходящих как бы нехотя, стараясь отослать к настоятелю либо к кому-то из братии, считая их более достойными, но настойчивых батюшка не отвергал. Люди говорили о его способностях духовного рассуждения, прозорливости, исцеления духовных и телесных недугов.

Ежегодно с 26 по 29 мая проходит крестный ход, посвящённый его памяти.

Я сам яранич и, конечно, знал про этот крестный ход, видел некоторые обзоры в сети на него. Но это была только общая информация, а что происходит внутри самого крестного хода, было непонятно.

Считаю, что, возможно, этот обзор вдохновит кого-то на свой крестный ход, может быть, развеет какие-то сомнения по поводу того, стоит ли туда идти. Я могу сказать — определённо стоит.

Предстоятель крестного хода протоиерей Евгений Павлов:

Крестный ход — это молитва. Все мы молимся, молимся каждый о своём. Кто-то молится о здоровье, кто-то молится о близких, но в любом случае молитва — это какая-то духовная работа. Входя в крестный ход, ты входишь молиться, выходя из крестного хода, ты выходишь помолившимся. Ну а что самое главное в молитве? Что мы просим у Бога? Духовной пользы! Ищите прежде царствия небесного — всё остальное приложится. В первую очередь, конечно, хотелось бы, чтобы в крестный ход мы шли за царствием небесным, а там всё нам приложится.

Клирик Никольского собора г. Котельнича иерей Никита Басманов:

Преподобный Матфей. Кто такой преподобный? Преподобный — это человек, который предельно уподобился Богу. И вот почему на преподобных мы облачаемся в зелёные цвета, потому что зелёный цвет — это цвет вечной юности, цветения. Как говорил замечательный английский классик Честертон: «Мы грешили и состарились, и Отец наш моложе нас». Удивительная истина, которую мы всё время забываем, что у Бога нет ничего старого.

У Бога нет ничего старого, и эти люди, прежде всего, проживали свою жизнь. Почему они проживали именно свою жизнь, это чуть позже я скажу. Сейчас у нас есть такая тенденция, среди современных скептиков и вообще у людей, интеллигенции, церковной и даже внутри церковной, есть такое мнение, что крестные ходы — это такой карнавал субкультуры, что-то дурно пахнущее и не имеющее отношения к живой традиции, живой жизни, а, скорее, какая-то реконструкция, которая всем уже надоела и, в общем, никого не впечатляет. Я вот с таким мнением в корне не согласен. Крестные ходы, особенно Великорецкий ход, где огромное скопление людей, особенно когда прибываешь в Великорецкое. Я всегда воспринимал это как своего рода православный вудсток. Кто знает, что такое вудсток и кто такие битники, они меня поймут. На самом деле нет ничего дурного в том, что людям дорога их вера, они любят Христа, они любят его святых и их любовь не сентиментальная, а реальна. То есть они не просто лежат на диване, чего-то там мечтают себе... Они готовы идти, жить под открытым небом, терпеть неудобства и всё это ради этой вот любви. Конечно, все идут по-разному, по разным причинам, но я вижу вот так.

Вообще, есть ещё ряд причин, которые я считаю принципиальными. Во-первых, мне хочется сказать о том, что ряд учёных, крупных антропологов, утверждают, что человека от животного отличает прежде всего такая черта, как продолжительное хождение на двух ногах. Ни одно животное не может долго ходить на двух ногах, а человек может. То есть мы можем видеть, что кто-то там бежит сутками, от кого-то убегает, а вот чтобы просто идти на двух ногах — такого нет.

Вторая причина: в нашу эпоху индивидуализма, когда все мы отгорожены друг от друга стенками собственной жилплощади, когда мы живём годами и не знаем, кто с нами живёт в одном подъезде, крестный ход является такой важной возможностью объединиться. Потому что церковь — это прежде всего община. Даже сейчас, к сожалению, я могу констатировать, что не каждый храм может похвастаться общиной. Потому что люди воспринимают жизнь как огромный супермаркет, где все предлагают какие-то услуги, церковь тоже предлагает какие-то услуги. Но церковь — это прежде всего община. Первые времена она была такой. Если вы хотите почувствовать, что такое община — сходите в общество слепых. Посмотрите, как они держатся друг за друга, какая у них сплочённость. Крестный ход — это опыт общинности, это опыт жизни плечом к плечу. Не просто ты встал под чьи-то знамёна, а ты можешь почувствовать себя нужным. Это тоже очень важный момент. В древности была практика крестных ходов. Например, этим летом засуха, люди собрались, они идут вокруг города, они выражают тем самым чувства, вот: «Господи, мы идём, нам не всё равно!» А у современных людей, к сожалению, ситуация такова, что нам всем на всё наплевать, всем всё равно. Крестный ход показывает, что люди могут собираться, могут куда-то идти, и им не всё равно.

Третий для меня ключевой момент. Он заключается в том, что крестный ход — это возможность побыть наедине с самим собой. Пример. Вот я иду, у меня старая Nokia без интернета. Я три дня полностью отключён от всего. И для меня это бесконечно дорого, потому что ключевая вещь в христианстве — это встреча. Если не произошла встреча человека с человеком, если не произошла встреча человека с Богом, то ничего не произошло. Но чтобы эта встреча произошла, должен быть выполнен ряд условий, прежде всего человек должен быть самим собой. Человек обычно где-то блуждает, где-то мечтает, что-то планирует, он где-то в своих мечтах или, наоборот, он погряз в ностальгии, но главное в том, что человек не здесь и не сейчас, он где-то там, где-то там далеко. А когда церковь предлагает нам посты, предлагает крестные ходы, когда человек терпит какие-то лишения, в общем-то, предлагается простая вещь: убери всё это лишнее не потому, что оно не важно, а потому, что оно бесполезно и бессмысленно. Потому что научись благодарить хотя бы за кусок хлеба. Если ты за это не научился благодарить, то всё остальное просто теряет ценность. И, как писал мой любимый Честертон: «Никто не в праве избавить меня от лучшей из свобод, свободы связать самого себя». В этом смысле крестный ход — это моя возможность связать самого себя и через это стать самим собой. А когда я становлюсь собой, когда я становлюсь настоящим, когда я живу свою жизнь, не чужую, не ношу чью-то маску: маску попа, маску отца, маску семьянина, маску ещё кого-то, а когда я вдруг сам живу свою жизнь. То есть мои глаза — это мои глаза, мои окошки в божий мир, то тогда становится возможной встреча. Я тогда получаю возможность увидеть другое лицо и увидеть Христа в человеке, это наш долг христианский — поиск Христа в ближнем. Это для меня самая драгоценная возможность, которую дарит крестный ход.

Крестный ход — это самый благородный или один из благородных поводов, по которому люди могут собираться и идти куда-то вместе.

О селе Лом у меня особые воспоминания. Надо сказать, что организация всего процесса просто невероятная. Ещё в село Беляево приехала староста. До этого было выяснено, сколько людей смогут разместить на ночлег в приходском доме и в домах людей. Они напечатали талончики. Один талончик — одно место. То есть тебе дают талончик, в котором написано, куда тебе нужно отправиться. В селе Лом нас приняли очень тепло.

Крестный ход позволяет не только помолиться или пройти какой-то путь, а познакомиться с людьми, которые были как-то причастны к преподобному.

Паломник из г. Йошкар-Олы Вениамин Емельянов:

Мой отец, он родом из деревни Клочки Кикнурского района, Алексей Емельянов, видел, как гроб, в котором лежал отец Матфей, несли по пути, который сейчас проходят паломники. В то время ему было 6 лет, 1927 год.

От каждой деревни собиралась делегация, и весь путь его гроб несли на руках. В каждой деревне служили службу, люди приходили попрощаться с преподобным.

Паломник из с. Беляево Кикнурского района Геннадий Посаженников:

Я родом из деревни Марамза. Тогда мне было 2,5 года. Я не ходил с самого рождения, организм был очень ослабленным. Мама весной 1947 года дважды (с интервалом примерно 2 месяца) носила меня на себе в Яранск на могилу преподобного Матфея. Там садила на могилу, обсыпала песком, и вот, во второй раз я просто встал и пошёл, так мама рассказывает.

Паломник из г. Нижнего Новгорода Владимир Родионов:

Я, как и все парни, служил в армии. Наш призыв отправляли в Афганистан, но меня и ещё одного парня отправили в Ворошиловград для повышения квалификации. Там спокойно дослужил оставшийся год и всё недоумевал, как так получилось. Мама потом рассказала, что ставила свечки отцу Матфею и просила, чтобы меня не отправили — так и вышло.

В крестный ход я пришёл второй раз. В прошлом году постоянно шёл дождь, было холодно. В этом году идти было легче, дождя не было, и как-то поуютнее было в этот раз.

Почему я хожу? Потому что все мои предки ходили к нему пешком, может быть, даже к живому, к отцу Матфею. И я надеюсь, что мои дети тоже пойдут после меня к отцу Матфею. Я думаю, что людей с каждым годом будет всё больше. Уже сейчас приезжают с Украины, Урала, Дальнего Востока. Не все знают про отца Матфея, будем рассказывать, чтобы народ приходил, чтобы больше народа было. Не к тому, чтобы количеством брать, а чтобы по всей России отец Матфей был на слуху, наш преподобный.

Из села Лом был запланирован выход в четыре часа утра. Несмотря на то, что легли поздно, а вставать нужно было рано, встали ещё до будильника. Спали мало, но высыпался просто прекрасно. Не знаю, что влияло на это в большей степени, божественная помощь или деревенский воздух, но так я давно не высыпался.

На протяжении всего крестного хода тут окружает атмосфера дружелюбия, ты чувствуешь, что тебя не оставят, что о тебе позаботятся, что бы ни случилось.

Здесь много молились, в церквях и на привалах. Думаю, что каждый, кто прошёл крестный ход, вышел другим, не тем, кем вошёл.

Имя преподобного Матфея Яранского объединило огромное количество паломников из разных городов. Если в начале их количество было около 250 человек, то сейчас оно в разы возросло, 29 мая прибыло много гостей.

Надеюсь, слава о преподобном Матфее Яранском будет шириться по всей России и продолжать творить чудеса его именем, а вы, если ещё не были в крестном ходу, впервые отправитесь в своё паломничество!


Артём Ямщиков.
Фото с сайта яранская-епархия.рф.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №23 от 07.06.2019 г.
(Яранск, Санчурск, Кикнур, Тужа).

Категория: Яранск | Просмотров: 1335 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):