Главная » 2020 » Март » 27 » Отпусков и выходных в годы войны не было
14:26
Отпусков и выходных в годы войны не было

Война застала Галину Ивановну Суслову, а тогда еще Милютину, в Малмыжском районе, где она работала заведующей Блиновской начальной школой. В её памяти навсегда остались дни, когда мужчины уходили на фронт. Как сейчас, слышит стук в классную дверь – это пришли просить, чтобы отпустила с урока ребят, чьи отцы и братья уходили воевать. На проводы односельчан в конце деревни соби рались старые и малые. От скорбных слов, слёз и женского стона сжималось сердце. Горе людское – его трудно передать словами.

К осени 1941 года в деревнях остались старики, женщины и дети. Трудно было видеть горе своих маленьких учеников, видеть, как они изо всех своих ребячьих сил помогают взрослым. Но ещё сильнее болело сердце за родных: престарелую и больную мать, за сирот-племянников и сестру Раю, которые жили в д. Борок Советского района и сильно голодали.

Сестра написала, что без помощи Галины Ивановны ей не сохранить детей. Хотя и зарабатывала Рая в год по 500 трудодней, выполняя любую работу, но на трудодень ничего не давали. А служащим в войну полагался паёк на себя и на иждивенцев. Чтобы поддержать родных, Галина Ивановна решается на переезд в Борок.

Переехала, устроилась на работу в Борковскую сельскую библиотеку и стала получать 1 кг 700 г муки с примесью травы на маму и 3 кг 500 г на себя – вот тот паёк, что полагался на месяц служащему. Мама, не могучи, собирала «кумушки» (головки клевера), лебеду, мешала с отрубями и мукой, пекла лепёшки.

Зарплата библиотекаря была очень маленькая, а после уплаты налога, подписки на заём, отчислений в фонд обороны от неё и вовсе ничего не оставалось. Отпусков в годы войны на давали, выходных тоже.

Деревню Борок она застала уже измученной войной. Кроме местных жителей там жили еще эвакуированные (особенно много было из Ленинграда), мобилизованные на лесозаготовки. И горе, горе... Когда по деревне проходил почтальон, казалось, что всё вокруг замирает, а когда выходил из очередного дома, часто вслед ему раздавался душеразди рающий вой: принёс похоронку.

Вспоминая военное время, Галина Ивановна и сейчас не может сдержать слёз. Удивляется, как всё это смогли выдержать, пережить.

Но уже стали возвращаться раненые фронтовики. Надо было работать, чтобы хоть как-то облегчить жизнь односельчан. И она старалась. К тому времени уже сложились определённые традиции в работе библиотек, в работе Борковского сельского Совета. Районная газета «Путь Ильича» писала ещё в августе 1941 года: «Работники исполкома Борковского сельского Совета, медпункта и библиотеки 4 ав-густа, обсудив вопрос о создании могучего фонда обороны, одобрили инициативу патриотов Родины и единогласно решили отчислять в фонд обороны однодневный заработок ежемесячно до окончания войны с фашизмом. Первое отчисление уже произведено из зарплаты за июль месяц, и деньги высланы в госбанк».

Вся работа в то время проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы». Сельский Совет возглавляла эвакуированная из Ленинграда Фрейман Ия Павловна, понимающая лозунг «Всё для фронта...» в очень прямом смысле (может, поэтому в Борке голодали больше, чем в окрестных деревнях). Пойдя через блокаду, она была очень строга и требовательна, а возглавляемый ею сельский Совет был одним из передовых в районе: собирали ли деньги или тёплые вещи для фронта, налоги ли, займы ли.

Зона обслуживания населения библиотекой была очень большой. Деревня Борок (бывший центр Водозерской волости) сама по себе была очень крупным населённым пунктом. В округе – множество деревень, а библиотека одна до самого города Советска (на селе тогда было только пять библиотек).

Борковскую школу посещали ребята из деревень Лесниково, Завертная, Богородские Поляны и других окрестных деревень. Многие жили в интернате и на квартирах. Поэтому и посещаемость в библиотеке была высокая.

Библиотека была центром агитационно-массовой, военно-патриотической и культурно-воспитательной работы. Передвижки были организованы во многих населённых пунктах, на фермах, полевых станах. Ребята много читали, особенно дети учителей Демшиных – Вадим и Евгений, Краевых – Лиза, Владик, Анжелика. А из вернувшихся с войны фронтовиков – Михаил Иванович Скрипин, Александр Иванович Милютин, Владимир Иванович Кодолов и, конечно, эвакуированные.

Ходили в библиотеку не только за книгами. Многие приходили, чтобы прочитать ещё раз похоронку, письмо (неважно, умели они читать или нет), просили написать ответ. Галина Ивановна была для них не просто библиотекарь, а своя Галинка Ниловнина – всегда приветливая, добрая, умеющая и по радоваться с тобой, и посочувствовать, и найти нужное слово для утешения. С ней можно было поговорить и о погибших: она их тоже знала.

Работы было много. Ежедневно выпускались боевые листки о положении на фронте, о каких-то крупных событиях в стране, области, районе. Библиотека находилась в одном здании с сельским Советом, поэтому боевые листки вывешивались на стенде там.

Вся информационная работа велась по газетам. В библиотеку выписывались две газеты: районная «Путь Ильича» и областная «Кировская правда»; в сельский Совет ходила ещё и центральная, которую передавали в библиотеку. Была оформлена «Газетная витрина».

В годы войны сократилось поступление книг в библиотеку: купить их было не на что, книги рассылались централизованно. За два года работы Галины Ивановны в библиотеку поступило 193 книги, в основном патриотического содержания. Такие книги обсуждались, по ним проводили диспуты с подростками и молодежью, обзоры и даже ставили небольшие пьески.

В работе с детьми очень помогали книги А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Развернулось тимуровское движение, книгу обсуждали, ставили по ней спектакли, чуть ли не учили наизусть.

При библиотеке был организован художественный кружок. С ребятами-активистами ставили пьесы, разучивали стихи и песни. Все на патриотическую тему. Много помогала Нина Алексеевна Краева, учительница Борковской школы, прирождённая самодеятельная артистка. С концертами ходили в школу, в другие деревни, к колхозникам.

Все большие праздники, митинги по случаю победы значительной опера ции на фронте проходили при непосредственном участии Галины Ивановны. Большим успехом пользовалась «живая газета».

Из воспоминаний подруги А.А. Скрипиной: «Вся она какая-то не такая, как я. Я всего стеснялась да боялась. А она – смелая, общительная, грамотная в политике. Всегда около неё народ: молодежь, ребятишки. И всё, за что бы она ни бралась, у неё получалось. Хотя и клуб был тогда, а центром культурной жизни была всё же библиотека. Часто мы собирали и отправляли на фронт посылки: носки с рукавицами навяжем, кисеты вышьем. А от бойцов приходили благодарные письма. Однажды в конверте лежала и фронтовая газета, а в ней стихотворение какой-то учительницы «Твои письма». Н.А. Краева придумала к нему мелодию, и мы потом пели эту песню на всех концертах и смотрах художественной самодеятельности района и даже в области. У Галины Ивановны эта песня до самой смерти оставалась самой любимой. Мы часто пели её при встречах».

Все служащие сельского Совета были распределены по колхозам (тогда в каждой деревне был свой колхоз). За Галиной Ивановной и учительницей Борковской школы В.И. Баданиной были закреплены Большие и Малые Ключи. Ходили туда еженедельно в любую погоду, в расхлябанной обуви, полуголодные. Их прихода очень ждали, чтобы услышать новости с фронтов. Народа набивалась полная контора. Здесь же проводилась большая агитационная работа. Времени на это уходило много, ведь все такие встречи заканчивались подпиской на заём. Иногда сидели до утра, пока не подпишутся.

Из воспоминаний Галины Ивановны: «Вот сидят перед нами детишки, усталые женщины, пожилые и старые мужчины и курят, курят – дыму, хоть топор вешай. Все измученные, голодные, одетые кое-как, у многих худые фуфайки подвязаны веревками. Жалость смотреть на них, а заём подписать обязательно нужно».

Однажды во время таких «посиделок» заехал проезжий пожилой мужчина, попросил их с дочерью пустить погреться. Он вёз её с обуховской стороны в Советск в психобольницу. Ввели молодую красивую женщину лет двадцати пяти, с длинными распущенными волосами, всю связанную верёвками. Отец объяснил, что у неё погибли на фронте дядя, брат, а когда пришла похоронка ещё и на мужа, она сошла с ума. Галина Ивановна была потрясена увиденным и запомнила этот случай на всю жизнь. Такое проявление горя она видела впервые.

Кроме непосредственной работы приходилось трудиться в колхозе на сельхозработах (до обеда работала в колхозе, а после обеда – в библиотеке). В колхоз всегда ходила с книгой, газетой, чтобы в минуты отдыха почитать колхозникам. Caмa колола и складывала дрова у библиотеки, собирала налоги, подписывала на заём и т.д. «Я очень старалась», – несколько раз повторяет Галина Ивановна, вспоминая то время.

Её старание было оценено по достоинству. Николай Никонорович Меринов, председатель Советского райисполкома (в 1943-1945 гг. – второй секретарь Советского райкома КПСС), вручая медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», подчеркнул: «Это тебе за работу в библиотеке». А было это 27 марта 1947 года.

В августе 1945 года Галину Ивановну перевели на работу в город, инспектором в районный отдел культпросветработы при Советском РОНО.

Трудовая биография Галины Ивановны Сусловой началась в трудное и тяжёлое военное время. Сколько погибло людей на фронте, в концлагерях от голода, пыток, а сколько осталось детей-сирот?! Она очень переживала за дальнейшую судьбу таких детей. И, наверное, неслучайно, что в дальнейшем Галина Ивановна работала воспитателем в дошкольном детском доме.

В 1969 году она была награждена значком «Отличник просвещения», в 1994-м ей присвоено звание «Почётный гражданин города Советска».


Н.М. Жабкина.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №13 от 27.03.2020 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 644 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):