Главная » 2021 » Апрель » 5 » Первый народный автомобиль, сделанный в СССР!
10:24
Первый народный автомобиль, сделанный в СССР!

«Горбатый», «ушастый», «чебурашка», «мыльница» — как только ласково не называли в народе советский «запорожец».

Я до сих пор помню, какую любовь населения завоевал этот народный автомобиль в 80-е годы прошлого века. Какие бы недостатки не были ему присущи, для меня «Запорожец» и по сей день — часть семейной истории. Это первая машина, которую купил мой отец. Радость переполняла всю нашу семью!

В то время «запорожец» стоил где-то чуть больше 3000 рублей. Возможность купить народную машину была у многих, особенно у тех, кто не пил водку (бутылка водки стоила 3 рубля 62 копейки). И если тысячу раз отложить по 3 рубля 62 копейки, то новенький «запорожец» был уже не в мечтах, а стоял у крыльца вашего дома.

Помню, как про него шутя говорили: «дешево и сердито», но все равно любили этот знаковый советский автомобиль.

До «запорожца» люди ездили в основном на общественном транспорте и мотоциклах. Неудивительно, что машина сразу полюбилась советским гражданам. Пусть и в чем-то неудобна, зато неприхотлива.

Для многих семей в СССР именно неказистый «запорожец» стал первым автомобилем. Проходимость у него была необыкновенная! На «запорожце» поезжай хоть на рыбалку, хоть за грибами! Почти везде мог проехать этот автомобиль!

Помню, как однажды отец хлопнул по капоту своего «запорожца» и поведал мне такую историю:

«Этот случай произошел в конце 90-х или начале 2000-х годов. Четверо друзей решили съездить на рыбалку. Была осень, а точнее, конец октября. На улице стоял легкий морозец, температура воздуха была примерно минус 10-15 градусов. По реке плыла шуга (сгруппировавшийся мелкий лед), поэтому рыбачить на реке было нельзя. Зато рыбалка по перволедку на озерах всегда манила рыбаков, так как рыба в это время особенно хорошо клевала, что сулило рыбакам богатый улов.

Накануне выезда на рыбалку прошла метель, которая несколько насторожила наших рыбаков. Но к утру она закончилась, снегу казалось немного, и было решено ехать. От города до места рыбалки друзьям предстояло проехать около 22 километров. Большая часть пути пролегала по полевым дорогам, на которых от разбушевавшейся накануне метели лежало около 10 см снега. Однако для наших рыбаков это не было препятствием. Дорогу они знали! На задние (ведущие) колеса своего любимого «запорожца» они поставили «зубастые» шины, после чего он поехал по заснеженной полевой дороге, как танк.

Итак, собрав все снасти, рыбаки с утра выдвинулись на рыбалку. Дорога была заснеженная, но «запорожец» резво бежал в направлении озер. Через 15 километров необходимо было пересечь небольшую низину, от которой до места рыбалки оставалось еще километров 7-8. Но рыбаки были уверены в своем автомобиле!

Отмечу, низина была небольшая, но шириной около 50 метров. На первый взгляд, она не предвещала ничего неожиданного, если бы не метель, которая, как я уже говорил, прошла накануне.

«Запорожец» бежал весело. Подъехав к низинке, машина со всего хода устремилась к ней и, проехав сходу еще 5-6 метров, вдруг неожиданно резко остановилась, зарывшись, как бульдозер, в снег. Вот такого сюрприза наши рыбаки явно не ожидали! Двигатель урчал, колеса крутились, но машина не двигалась, плотно застряв в сугробе.

Как оказалось, вся низина заметена большой снежной косой. Толщина снега была примерно 50-60 см, коса представляла для «запорожца» непроходимую преграду. Машина не двигалась, сидела на «брюхе», утопая колесами в снегу.

Ругаясь, рыбаки вышли из машины. Что делать? Решили толкать, но увы, машина не двигалась!

Кто-то предложил сходить за трактором. Но идти обратно 15 километров пешком никому не хотелось. Этот вариант как-то сам собой отпал. Идти пешком до озер — тоже удовольствия мало. Стали искать выход, но ничего в голову не приходило. Рыбаки упали духом, жалея о сорванной рыбалке и «предвкушая» хлопоты по вызволению автомобиля из снежного плена.

Но сиди не сиди, а делать что-то надо! Решили оценить состояние дороги и длину препятствия. Пройдя всю низину и убедившись, что снег только в ней, стали думать, как преодолеть препятствие.

И тут одного из рыбаков осенила мысль:

– Ребята, послушайте, есть вариант — продолжить движение на нашем «запорожце»!

– Как? — хором спросили его товарищи.

– Надо перевернуть машину на крышу! Смотрите, крыша у нее, как дно у корыта! Машину по снегу протащить за собой, а потом поставить ее на колеса и продолжить движение!

Так и порешили. Благо машина была крепкая! На всякий случай сняли аккумулятор, тряпками плотно заткнули отверстие сапуна, отверстие под масляный щуп двигателя и дырочку на бачке с тормозной жидкостью. Плотно с полиэтиленовым пакетом закрыли пробку бензобака.

На счет: раз, два, три — мужчины ловко и аккуратно перевернули машину на крышу. И на крыше, как на корыте, покатили ее по снегу!

Ура! Машина не подвела! Она быстро и легко скользила!

Докатив до другого края низины, рыбаки дружно поставили любимый «запорожец» на колеса, вернули все в первоначальное состояние и поехали.

Дальше рыбалке уже ничего не мешало! Смекалка наградила рыбаков! Улов в этот день был отменный!

Обратную дорогу рыбаки преодолели уже в знакомой им последовательности и благополучно вернулись домой».

А в заключение отец сказал: «Никогда не надо отчаиваться, надо уметь находить выход из любой ситуации!»

От себя добавлю: сейчас многие говорят, что «запорожец» — это не машина. Не соглашусь с этим. Это был автомобиль своей эпохи. И неплохой для своего времени. В нем не было того комфорта, как в современных автомобилях, но эта машина всегда выручала своих хозяев, и многие бывшие владельцы до сих пор с теплом отзываются о ней. «Запорожец» был настоящим другом семьи!

Я с ностальгией вспоминаю эту небольшую маневренную машинку. И отца, который с удовольствием на ней ездил!


М.А. Криницына.

Категория: Советск | Просмотров: 312 | Добавил: Alex_Spacon | Теги: запорожец | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):