Главная » 2019 » Август » 9 » Кукарская школа кружевниц
05:33
Кукарская школа кружевниц

http://www.nv43.ru/FotoNEWS/005-2019/008/NV-17-0105-001.jpgСлобода Кукарка, а позднее город Советск, ассоциируется у всех гостей с кружевом. Но мало кто знает о первом директоре школы кружевниц А.Г. Афанасьевой.

В 1893 году в Кукарке открывается школа кружевниц. У истоков её стояла Анастасия Григорьевна Афанасьева, жена земского врача в Кукарке.

Она не только предложила губернской управе бесплатно свои услуги по организации школы, но и впоследствии взяла на себя заведование ею, посвятив Кукарской кружевной школе десять лет, тратя на поддержку немало своих средств.

Основными источниками сведений о том периоде являются годовые отчеты Кукарской кружевной школы, составленные самой А.Г. Афанасьевой. Ежегодно они составлялись дополнительным приложением к ежегодному Докладу губернской земской управы губернскому земскому собранию «О развитии кустарных промыслов в Вятской губернии». В каждом отчёте предоставлялись не только необходимые цифры, но и живой рассказ о жизни школы за целый год, анализ произошедших событий и планы на будущее.

В этих деловых бумагах раскрывается удивительная личность женщины с кипучей энергией, ясным умом, целеустремленным характером. Анастасия Григорьевна имела необыкновенный дар убеждать людей, а также недюжинные организаторские способности.

Причина, по которой Анастасия Григорьевна взялась организовать школу кружевниц, стала ясна из первого отчета 1894 года. В отчете анализируется обстановка в Кукарке и в промысле в то время: «…в сентябре 1892 г. губернское земство устроило агентство губернского музея кустарных изделий для продажи ниток, булавок и шелку кружевницам по более низкой цене, чем в лавке. Кроме того, агентство скупало лучшие кружевные изделия и делало заказы по образцам лучших прежних кружев или по рисункам, присланным из музея. Заказы агентства исполнялись крайне небрежно, неверно и неохотно, т.к. не было лица, способного указать, как необходимо начинать образец».

Будучи агентом кустарного склада, Афанасьева сталкивалась с проблемами промысла: «…Кружева плелись, как базарная работа, где в испорченном рисунке кружева трудно было узнать первоначальный образец, так высоко ценимый повсюду. Скупщицы скупают кружево по намеренно низким ценам, причём давая вперед мастерицам деньгами или товаром, втягивая тем самым в кабалу. Мастерицы пытаются избавиться от кабалы худшей работой… Эта кабала и есть причина гибели промысла».

К тому же ситуация усугублялась тем, что мастерицы невольно приучали своих детей работать по их плохим и испорченным сколкам. Качество кружева падало, и соответственно падал и заработок мастериц.

Целью создания школы было отчасти поднять заработок мастериц, повышая качество изделий. А с другой стороны, внести в настоящее положение кружевного промысла понятие об изяществе и аккуратности в работе.

Первый год работы показал, что школа может учить детей от 8 до 12 лет, а с двенадцати лет девочка в семье уже работница. Поэтому девочки часто бросали обучение, не набравшись определенного опыта, вынуждаясь снова плести по базарным образцам, зарабатывая гроши.

Взрослые девушки в школу совсем не шли. Для их привлечения при школе открылась мастерская. Здесь девушки, а также ученицы школы плели за дополнительную плату, но при наблюдении учительницы. Это позволяло ученицам окончить полный курс обучения, а также совершенствоваться в своем ремесле.

Общее наблюдение за ходом занятий, порядком и работами в мастерской осуществляла Афанасьева. Она и учительница по плетению Васса Бердникова оценивали школьные работы.

На второй год обучения Анастасия Григорьевна планировала расширить помещения, чтобы все желающие могли обучаться кружевоплетению. Второй же задачей было пригласить вторую учительницу, так как одна не может справиться с таким большим числом учащихся: «… желательно пригласить интеллектуальную мастерицу, которая могла бы обучать мастериц рисованию, необходимому в этом мастерстве для составления рисунков и сколков кружев».

С такими задачами Анастасия Григорьевна пишет два письма: официальное – в губернскую земскую управу, второе – личное Н.П. Салтыкову: «Будьте добры, похлопочите, пожалуйста, чтобы губернская управа прислала мне поскорее разрешение пригласить вторую учительницу – мастерицу из Петербурга».

В результате управа дает свое согласие и выделяет деньги на приезд Ольги Кибардиной – выпускницы Мариинской школы кружевниц.

14 ноября 1896 года состоялся первый выпуск шести учениц, проучившихся в школе в течение трех лет. По окончании учебных лет им выдавались удостоверения «о знании», высылаемые из города Вятки, напечатанные на бланках Вятской губернской земской управы.

Также выпускницам выдавались все необходимые инструменты для плетения: ножницы, тамбурный крючок, игла для скалывания сколков, 50 штук коклюшек, коробочка с булавками, пяльца и бубен. А также инструменты для рисования сколков: циркуль с карандашами, металлический треугольник. По отчетам Афанасьевой, набор стоил 5 рублей, всего на этот выпуск было потрачено 30 рублей. Эта добрая традиция продолжалась и в дальнейшем.

Анастасию Григорьевну также волновала судьба талантливых девушек из крестьян. Проучившись два года в Кукарской школе, девушки имели прекрасные технические навыки, умели рисовать, делали сколки, знали грамоту. И их с удовольствием брали учиться дальше, повышая их профессиональный уровень мастерства. Одной из таких школ, которая согласилась принять учениц из Кукарки, была Мариинская школа кружевниц в Петербурге.

В неё были отправлены лучшие, по мнению Афанасьевой, ученицы – Дарья Шишкина и Ольга Пушкарёва.

Одна из учениц Кукарской школы кружевниц была даже отправлена в Нью-Йорк в качестве мастерицы при русском складе кустарных изделий. Вот так кирпичик за кирпичиком строила свое детище – школу кружевниц – Анастасия Григорьевна Афанасьева. Каждый год она вводила что-то новое или расширяла уже существующее.

Следующим этапом в ее деятельности стало создание филиалов школы кружевниц в близлежащих селах – Ильинское и Жерновые Горы.

Анастасия Григорьевна считала: «Если откроются в селах эти две мастерские, в Кукарской школе будет меньше учащихся, но она будет удобнее по своему устройству и занятиям и должна считаться образцовой школой для данной местности, из которой могут выходить мастерицы для своей деревни».

В мае 1898 года была командирована знаток кружевного дела С.А. Давыдова для осмотра женских кустарных мастерских. Она подтвердила необходимость создания школ-филиалов в селах близ Кукарки.

В 1900 году Кукарская школа переехала в новый дом из-за ветхости здания. Новая «квартира» была намного больше и чище, чем прежнее здание школы. Но Анастасия Григорьевна мечтала, чтобы у школы кружевниц был свой каменный дом, построенный целенаправленно для школы.

И уже в 1904 году начались поиски средств для осуществления данного строительства, но осуществить самой это дело Афанасьевой не пришлось.

Говоря об Анастасии Григорьевне как организаторе учебного заведения, нельзя не упомянуть о ее доброте и внимании к людям. В школе она всегда пыталась создать уютную домашнюю атмосферу. Например, к Рождеству всегда устраивалась елка. И какая же елка без подарков. Для лучших учениц по подписному листу были собраны леденцы, пряники, сухари. На пожертвованные деньги были сшиты ситцевые платья, куплены валяные сапоги, ленты, рубахи, передники, ножницы и свечи на елку.

Под руководством Анастасии Григорьевны с 1894 года Кукарская школа активно участвовала в губернских, всероссийских, международных выставках и ярмарках, каждый раз получая дипломы и медали.

Также с выставок привозились книги по кружевоплетению и альбомы сколков. Афанасьева ездила на выставки одна или с учителями школы. Вместе они осматривали изделия других мастеров, тем самым узнавали новые требования к кружевным изделиям.

С каждым посещением выставки Кукарская кружевная школа расширяла круг своих заказчиков. Это были не только частные лица России и заграницы, но и солидные организации: Московский склад кустарных изделий, Общество помощи ручному труду и прочие.

Кукарской школе заказывали изделия для императорского дома. Среди них известны салфетка на блюдо, поднесенная Николаю II по случаю коронации 1896 года. А также детское платье для великой княжны Ольги Николаевны, одеяло и накидки на подушки царским особам.

Кроме того, в 1899 году императрица Александра Федоровна изъявила желание иметь кустарные изделия Вятской губернии, в том числе «кружева различных сортов».

Современники уже в то время оценивали труд Афанасьевой очень высоко. Они понимали, что все успехи Кукарской школы кружевниц всецело зависели от мудрого заведования ею.

От имени губернского земского собрания управа не раз объявляла Афанасьевой благодарность и признательность «за труды ее по улучшению кружевного промысла и за бесплатное заведование». А каждая юбилейная дата безвозмездного заведования школой отмечалась особо.

Также деятельность Афанасьевой была отмечена почетной наградой, губернское собрание называет «организацию Кукарской мастерской во всех отношениях образцовой».

В начале декабря 1904 года у Афанасьевой умирает муж. После его смерти Анастасия Григорьевна с сыном уезжает в Казань и навсегда покидает Кукарскую школу кружевниц.

Но память о её добрых делах сохраняется. В апреле 1906 года решением губернского земского собрания в Кукарской школе кружевниц был повешен портрет А.Г. Афанасьевой в честь ее добрых дел.


Лидия Сентябова,
по материалам открытых источников.
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ №32 от 09.08.2019 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж).

Категория: Советск | Просмотров: 1920 | Добавил: Alex_Spacon | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Перед тем, как комментировать,
настоятельно рекомендуем принять к сведению
«Правила размещения комментариев»

omForm">
avatar

Защита от СПАМА и БОТОВ!
В
ведите код безопасности (CAPTCHA):